Разъяснительные материалы к
посту
(раскрыть) Рисунок №1
(раскрыть) Рисунок №2
1) "На квартердеке шёл горячейший спор"
Квартердек (шканцы; рис.1 №14 или рис.2 от грот-мачты до порта) - помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, на один уровень — выше шкафута, где обычно находился шкипер, а в его отсутствие — вахтенные или караульные офицеры и где устанавливали компасы. Позднее «шканцами» называли часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты до бизань-мачты.
На шканцах перед строем зачитывали: законы, манифесты, приказы, приговоры. Размещение шканцев на корабле каждого типа определяли приказом по Морскому ведомству. Дерзость начальнику на шканцах усугубляла наказание, так как шканцы на военном корабле считают священным местом.
(раскрыть) Рисунок №3
1 - фор-стеньга-стаксель; 2 - средний кливер; 3 - кливер; 4 - бом-кливер; 5 - фок; 6 - нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор - брамсель; 9 - верхний фор-брамсель; 10 - фор-бом-брамсель; 11 - фор-трюмсель; 12 - грот; 13 - нижний грот-брамсель; 14 - верхний грот-марсель; 15 - нижний грот-брамсель; 16 - верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 - грот-трюмсель; 19 - грот-мунсель (небольшой парус, который применялся на больших парусных судах); 20 - бизань; 21 - нижний крюйсель; 22 - верхний крюйсель; 23 - нижний крюйс-брамсель; 24 - верхний крюйс-брамсель; 25 - крюйс-бом-брамсель; 26 - крюйс-трюмсель; 27 - контр-бизань; 28 - фор-ундер-лисель; 29 - фор-марса-лисель; 30 - фор-брам-лисель; 31 - фор-бом-брам-лисель
2) "Снять фор-стеньга стаксель, растянуть между фок и грот мачтами - закрыть второе и третье орудие правого борта, живо!"
(по рис.3 №1) - снять первый треугольный парус между первой мачтой и бушпритом, перенести и натянуть горизонтально палубе над шкафутом (рис. 1 №11), чтоб закрыть от воды орудийный порт верхней палубы (согласно нашей игре - баллисты; рис.1 №23)
(раскрыть) Рисунок №4
3) "Они должны быть в кубрике"
Кубрик (нидерл. Koebrug) — жилое помещение для команды корабля. В кубриках традиционно размещали матросский состав, в то время как офицеров обеспечивали каютами.
Во времена парусного флота «кубриком» именовали нижнюю палубу, где команду располагали для сна, сначала прямо на палубе, затем в подвесных койках. В настоящее время кубрики практически исчезли на судах гражданского флота, но являются обычными для военных кораблей.
Фактически, в посте используется третий вариант (ошибочное описание, но допустимое, если учесть, что мы играем фэнтези, а не морскую одиссею) - рис.4, помещения № 17 и 18.
(раскрыть) Рисунок №5
1 - крутой бейдевинд (30° - 45° ); 2 - полный бейдевинд (45° - 75° ); 3 - гальфвинд (около 90° ); 4 - бакштаг (110° - 160° ); 5 - фордевинд (160°- 200° ); 6 - левентик (по 30° на каждый борт)
4) "Летящая кренилась от волны, шла в бейдевинде близком к гальфвинду"
Бейдевинд (нидерл. bij de wind) - курс, при котором угол между направлением ветра и направлением движения судна составляет более 100 градусов (меньше 8 румбов). Выделяют бейдевинд полный (от 100 до 120 градусов) и крутой (более 120 градусов). Подробнее - рис.5
5) "Его путь пролегал между суетящихся ног людей, пытавшися спасти свои жизни, прямо под шпиль и под камбуз, туда, где хранился якорь “Летящей”."
Не верно сформулированное:
- камбуз не находится НАД якорным устройством, он находится ДО него
- якорь не хранится НА судне, он подвешен снаружи.
Якорное устройство (якорная система) состоит из: 1 - якоря (якоря были частично металлические-деревянные вплоть до 18 века), 2 - якорной цепи (в ранние времена и до середины 17 века - якорный канат) и 3 - приспособления для отдачи (якорные клюзы), подъёма (шпиль или браншпиль со сторопорами), 4- крепления (стопоры шпиля или браншпиля; и якоря) и 5- хранения якорей и якорных цепей (канатов).
(раскрыть) Клюз (современный)
Клюз (от нидерл. kluis) — круглое, овальное или прямоугольное отверстие в фальшборте, палубе или борту, окантованное литой рамой или металлическим прутом, служащее для пропускания и уменьшения перетирания якорной цепи, швартовных концов или буксирного каната.
На парусных судах «клюзом» называют сквозные продолговатые или круглые отверстия, служащие для проводки кабельтов или якорных цепей. По назначению и месту расположения клюзы называют:
в носу — «канатными», посередине судна (миделе) — «буксирными», на корме — «кормовыми» или «шпринговыми».
(раскрыть) Шпиль (рис 1; №9)
Шпиль (от нидерл. spijl — «якорный ворот») — механизм на торговом судне (или военном корабле) типа
ворот с вертикальной осью вращения; служит для вытягивания якорной цепи из воды. Так же шпиль используют для швартовных операций, выбирания троса, перемещения груза, выборки тралов, рыболовных сетей и прочего. Иногда используют в значении кабестАн (фр. cabestan) — лебёдка с вертикальным барабаном, использующаяся для передвижения судна, баржи, грузов, подтягивания судов к берегу, подъёма якорей и тому подобное, в морском деле также шпиль).
Отжать шпиль! — голосовая команда, по которой барабан шпиля должен быть разобщён со шпинделем (= стопором шпиля).
(раскрыть) Браншпиль и клюз
Брáшпиль (бра́тшпиль; от нидерл. braadspil или нем. Bratspill) — палубный механизм
лебёдочного типа, представляющий собой (в простейшем варианте) горизонтальный ворот. Используют для подъёма якоря и натяжения троса при швартовке. Имеет горизонтальный вал, в отличие от шпиля (кабестана). Предназначен для обслуживания якорных цепей обоих бортов. Брашпили бывают: электромеханические, паровые, гидравлические.
Механизм более современный, хотя я находил упоминания и о ручных брашпилях на стопорных ("фиксаторных" более верное слово, т.к. более старое и больше подходит по эпохе к шпилям) системах.
Признаться честно, пока я писал пост, я сам перемудрил и дал "Летящей" и шпиль и брашпиль, что как бы получилось излишне, хотя и не исключено (если "Летящая" имеет несколько якорей, что было нормально). Поэтому призываю читать, что всё-таки "Хаш" работал не со шпилем (который видели все), а с брашпилем (спрятанным внутри судна).